Давид Борисович Буянер (buyaner) wrote in yugo_ru,
Давид Борисович Буянер
buyaner
yugo_ru

Categories:

Архиепископ Алоизий Степинац – преступник или святой?

(персонально ЖЖ-юзерам kassidi, arnaut_katalan, kurt_bielarus и morreth).

По следам одной дискуссии:
http://kassidi.livejournal.com/38810.html?thread=218522#t218522

http://arnaut-katalan.livejournal.com/336375.html

Около двух недель назад в ЖЖ началась было, но быстро заглохла дискуссия о роли Католической Церкви и лично Архиепископа Загреба Алоизия Степинаца в геноциде сербов, евреев и цыган на территории Хорватии в годы Второй Мiровой войны. Не претендуя на истину в последней инстанции и ни в коем случае не стремясь к нагнетанию и без того возбуждённых страстей, я, тем не менее, полагаю, что тема заслуживает того, чтобы к ней вернуться. Во-первых, ложь – мистическая категория: накапливаясь и откладываясь в умах поколений, всё дальше отстоящих от описываемых событий, она имеет свойство изменять сознание и наносить отсроченный удар – та кровавая баня, в которую уже больше десяти лет погружены Балканы, тому подтверждение. Но и правда способна на многое. Народная пословица, которую любит повторять А.И.Солженицын, – "слово правды – весь мiр перетянет". Обнародуя приводимые ниже документальные свидетельства, я надеюсь, во-первых, внести толику ясности и объективности, в крайне болезненный вопрос взаимоотношений католиков и православных в Югославии, а во-вторых, – перевести разговор из русла взаимных обвинений, часто основывающихся на недоразумениях, в историческую перспективу, дающую нам счастливую возможность НЕ СУДИТЬ.

Напомню вопросы, возникшие в процессе дискуссии.
1. Был ли Католицизм частью идеологии усташей?
2. Какова была позиция Католической Церкви и, в частности, архиепископа Степинаца в отношении зверств, творимых усташами?
3. Возможно ли было спасение евреев и сербов путём перехода в католицизм?
4. И наконец: можно ли привести арх.Степинаца в качестве примера достойного поведения перед лицом безбожной (как бы она себя ни представляла) власти, и можно ли его противопоставить, таким образом, "соглашательской" позиции православного священноначалия по отношению к Советской власти, начиная с определённого момента ("ваши радости – наши радости")?

Итак. Алоизий Степинац стал архиепископом Загреба в 1937 году и оставался им до конца 1946 года, когда был привлечён к суду по обвинению в тесном сотрудничестве с режимом Анте Павелича. Для того, чтобы понять, что это был за режим, каковы были его идеологические установки и цели (и прав ли был arnaut_katalan, называя суждение kassidi "цинизмом") вернёмся в апрель 1941 года, когда, ещё до нападения на Советский Союз, Югославия была атакована соединёнными силами гитлеровской коалиции. Произошло это после того, как, в ответ на подписание югославским правительством пакта со странами "Оси" 25 марта 1941 года в Белграде разразилось самоубийственное восстание, приведшее к власти правительство пробритански настроенного генерала Симовича, продержавшееся меньше месяца: 6 апреля 1941 года Белград подвергся варварской бомбардировке, страна была оккупирована немцами и их союзниками и 17 апреля была подписана капитуляция. Накануне этого дня было провозглашено "Независимое Хорватское Государство" во главе с Анте Павеличем, принявшим звание "поглавника" (аналог "фюрера"). Дабы не пускаться в пространные биографические экскурсы и не нагромождать описаний ужасов, впечатлявших даже видавших виды немецких офицеров, приведу лишь один пример, живописующий натуру самого "поглавника" Павелича. В книге с характерным названием "Капут" известный итальянский писатель Курцио Малапарте описывает свою встречу с Павеличем следующим образом. "Хорватский народ, – сказал Анте Павелич, – желает доброй и справедливой власти. Я – дам ему такую власть". Пока он говорил, я заметил на столе Поглавника плетёную корзину. Крышка была приоткрыта, и корзина казалась наполненной мидиями или извлечёнными из раковин устрицами – как их иногда выставляют в витрине магазина "Фортнум и Нейзон" на Пиккадилли в Лондоне. Казертано взглянул на меня и подмигнул: "Хотите садок устриц?" "Это устрицы из Далмации?" – спросил я Поглавника. Анте Павелич снял крышку и моему взгляду предстали "мидии", некая скользкая желеобразная масса. Тогда, улыбнувшись своею усталой добродушной улыбкой, он сказал мне: "Это подарок от моих верных усташей. Сорок фунтов человеческих глаз".

* * *

1. Немедленно после прихода к власти усташей Степинац приветствовал создание Независимого Хорватского Государства в экзальтированных выражениях, не сопоставимых со злосчастной Декларацией митрополита Сергия (Страгородского), прежде всего, в искренности тона. "Исполнение вековой мечты хорватского народа о независимости", "триумф Католической веры" и "Божья длань" поминаются там столь обильно и эмоционально, что цитировать нет никакой возможности. Желающих отсылаю к чрезвычайно сочувственной по отношению к архиепископу (о причинах сочувствия – ниже) книге Stella Alexander "The Triple Myth: A Life of Archbishop Alojzije Stepinac", East European Monographs, Boulder, New York, 1987.
К истории взаимоотношений Степинаца с усташской властью мы ещё вернёмся, а пока попытаемся ответить на первый из предпосланных настоящему очерку вопросов: был ли Католицизм частью идеологии усташей? Иными словами: можно ли назвать Хорватию Павелича клерикально-фашистским государством? Ответ будет однозначно положительным. Одним из первых принятых новой властью был закон, каравший смертной казнью за аборт, 30-дневным тюремным заключением за богохульство, а также разного рода наказаниями – крестьян, работавших в поле по воскресеньям. Официальный орган епископата, Katolički List, контролировавшийся Степинацем, горячо одобрил эти и подобные им нововведения (см. Alexander, цит. раб., стр. 69), хотя, к чести последнего, нельзя обойти вниманием и тот факт, что на введённые тогда же расовые законы в отношении евреев он ответил немедленным (хотя и не публичным) протестом, направив ряд писем министру внутренних дел Артуковичу, в которых настаивал, в частности, на лояльном отношении властей к принявшим католичество и состоявшим в смешанных браках евреям (Alexander, там же).
Особая роль в нагнетании атмосферы террора и подозрительности, в духе испанской инквизиции времён Торквемады, принадлежала католической прессе, в частности, уже упоминавшейся газете Katolički List. Так, в январе 1940 года, то есть, ещё до прихода к власти усташей, газета приветствовала создание марионеточного пронацистского режима в Словакии в следующих выражениях:

"В современном государстве, ставящем интересы народа выше прочих соображений, Церковь и Государство должны находиться в тесном взаимодействии, во избежание конфликтов и непонимания. Поэтому, в полном соответствии с учением Христа, Католическая Церковь Словакии приложила надлежащие усилия для устроения жизни словацкого народа на новых началах.
Взгляды Д-ра Туки нашли своё выражение в создании народной Словакии, и были одобрены Президентом Республики, Монсиньором Д-ром Йосипом Тиссо. При Национал-Социалистическом режиме в Словакии Церковь преследоваться не будет. Преследованиям будут подвергаться враги национал-социализма".

Ничего удивительного, что та же газета в номере от 21 апреля 1941 года восторженно приветствовала провозглашение Независимого Хорватского Государства:

"Католическая Церковь, духовно окормлявшая хорватский народ в течение 1300 лет лишений, в единении со всем хорватским народом с ликованием встречает момент восстановления его политической независимости...
...с искренней радостью мы присветствуем создание Независимого Хорватского Государства. Наша благодарность обращена, прежде всего, к тем, пожертвовавшим своей жизнью воинам, что, под предводительством Поглавника Д-ра Анте Павелича, проложили путь к провозглашению Независимого Хорватского Государства".

В другой, ещё более радикальной католической газете Katolički Tjednik 25 мая 1941 года была опубликована статья под названием "За что преследуются евреи". Вот отрывок из неё:

"Потомки тех, кто ненавидел Иисуса, кто обрёк Его на смерть, кто распял Его и немедленно начал преследовать Его учеников, виновны в бóльших грехах, нежели те, что лежат на их предках... Дьявол помог им создать социализм и коммунизм... Движение за очищение мiра от евреев – это движение за возрождение человеческого достоинства. Всемогущий и Всеведущий Бог стоит за нашим движением".

Другим, не менее зловещим знаком участия католического духовенства, как низшего, так и некоторых епископов, была практика насильственных обращений, составлявшая основу политики усташей по отношению к некатолическому населению. Как пишет итальянский исследователь Карло Фалькони, "За некоторыми незначительными исключениями, характерной особенностью зверств усташей, отличавшей их от массовых убийств в других странах в течение Второй Мiровой войны, было то, что практически невозможно представить себе карательную экспедицию усташей без участия идущего во главе её и подстрекающего католического священника, обычно, францисканского монаха" (Carlo Falconi, "The Silence of Pius XII", Little, Brown 1965, стр. 298).

Продолжение следует
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 22 comments